САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЦЕНТР КРАВ-МАГА
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ KRAV MAGA GLOBAL (KMG) В РОССИИ

Что такое циньна?


Особое место в современном ушу занимает искусство циньна, образно именуемое «руками дьявола». Впервые система комплексной боевой подготовки, получившая название циньна-гэдоу («заломы и захваты в рукопашной схватке»), появилась в Китае около 90 лет назад. Шанхайские мастера ушу предприняли первую попытку систематизации техники циньна, включающей в себя удары, захваты, броски, болевые приемы, работу с оружием и способы обезоруживания противника. Вплоть до недавнего времени преподавать циньна в Китае разрешалось только в рамках специализированных учебных заведений, готовивших кадры для армии, полиции и системы госбезопасности. Техника циньна основана на захватах конечностей соперника и проведении болевых приемов. Она отличается лаконичностью, малоамплитудными движениями, прямолинейными траекториями и жесткостью, что способствует мгновенному выведению противника из строя во время атак и контратак благодаря парализующему болевому, шоковому эффекту. Базовая техника циньна предполагает отработку стоек, передвижений, захватов и способов освобождения от них, болевых приемов и выходов из них, точечного воздействия нажатием, ударов кулаком, ладонью, локтем, предплечьем, плечом, головой, стопой, коленом, голенью, тазом, бедром, грудью, спиной. В циньна существуют разнообразные формы спаррингов (например, пайда-дуйлянь, циньна-дуйлянь), в таких профессионально-прикладных направлениях, как циньна-гэдоу и дуаньда, практикуется работа с различными видами оружия – короткой палкой (дуаньгунь), парными палками (шуангунь), ножом (бишоу), парными ножами (шуанбишоу), шестом (цимэйгунь) и т. д. В Китае искусство циньна определяется восьмью принципами: 1. «Быть зорким, как орел»: для проведения захватов необходимо замечать любые намерения противника и своевременно реагировать на его движения. 2. «Руки, как летящая стрела»: при осуществлении захвата скорость движения рук должна быть максимальной, чтобы соперник не смог его избежать. 3. «Устойчивый шаг, как у крадущегося тигра»: необходимо добиваться устойчивости во всех позициях и перемещениях. 4. «Талия гибкая, как у акробата»: захваты осуществляются благодаря движениям всего тела, поэтому необходимо развивать гибкость, подвижность и скоординированность в работе каждой из его частей. 5. «Концентрация силы через дыхание»: концентрацию силы можно обеспечить путем контроля над дыханием. 6. «Сила внезапна, как молния»: когда слабые места противника определены, необходимо развивать атаку с нарастающей силой и напором. 7. «Знания и опыт совершенствуют мастерство»: необходимо научиться мгновенно переходить от одних приемов и методов к другим, в соответствии с изменяющейся ситуацией. 8. «Присутствие духа – ключ к победе»: сильный духом может победить даже того, кто сильнее его физически. Основными методами тренировки в циньна являются пигун (тренировка рук для обучения технике захватов), чжигун (тренировка пальцев), яньгун (упражнения для глаз), а также отработка техники падений. В циньна кисти и запястья рассматриваются как объекты, которые, несмотря на большую подвижность, достаточно уязвимы для захватов. Применяя такие захваты, можно установить контроль над противником и проводить против него другие приемы. Поэтому большинство приемов в циньна связаны с захватом кистей и запястий. Вся техника циньна подразделяется на четыре основные категории: • техника выворачивания суставов; • техника разделения мышц; • техника перекрытия дыхания и вен; • техника воздействия на биологически активные точки. Зная биомеханические основы циньна, можно добиться максимального результата, приложив минимальное усилие. В боевой практике существуют два способа одержать победу над противником: первый сводится к прямому противопоставлению силе еще большей силы – тогда победит физически более сильный боец; второй способ определяется направлением приложения силы в трехмерном пространстве – в этом случае всегда найдется такое направление, которое позволит использовать силу нападающего против него самого. В технике циньна часто используется принцип рычага, позволяющий увеличивать силу во много раз, применяются закономерности вращательного движения: чем больше радиус вращения, тем легче сдвинуть объект и тем меньше энергии требуется, чтобы развернуть его вокруг оси вращения. Когда противник применяет силу, необходимо быстро развернуть свое тело или руку в направлении приложения силы: противник не попадет в цель и потеряет равновесие. В большинстве случаев сила в циньна прикладывается по дуге, причем в нескольких направлениях сразу. Из-за обусловленного анатомическим строением тела функционирования мышц и суставов противнику сложно сопротивляться силе, приложенной одновременно более чем в одном направлении. Приложение силы является результатом единого, скоординированного движения всего тела и, как правило, оно плавное, постепенное. Сила нарастает, пока все тело противника не будет заблокировано – и в этот момент применяется взрывное усилие: в определенном месте и под определенным углом. Применяя технику циньна, всегда следует искать возможность воздействовать на точки акупунктуры, нервные окончания и группы мышц противника. Ноги в циньна используются не только для перемещений и сохранения правильного положения тела в пространстве, но и для ударов, подножек, зацепов и т. д. При проведении приема всегда нужно помнить, что первым делом нужно вывести противника из равновесия путем смещения его центра тяжести. В отличие от дзюдо и айкидо, приемы в которых проводятся так, чтобы не травмировать соперника, технические действия в циньна предназначены для нанесения максимального вреда противнику. Именно поэтому мастера циньна всегда уделяют особое внимание тренировке выхода из болевого или удушающего приема. Искусство контрзахватов в циньна носит название фаньциньна («противоциньна»). «Замки» и «ключи» в ушу проводятся настолько жестко и резко, что освободиться от них необычайно сложно. Поэтому важнейший принцип фаньциньна – движение на опережение. Это означает, что контрприем следует выполнять, когда действие противника только начинается. Существует и другой вариант выхода из захватов и болевых приемов, но он требует специфической подготовки – тренировки особой подвижности и гибкости суставов. Такая гибкость может быть достигнута лишь путем выполнения специальных упражнений, цель которых – добиться эластичности связок и снизить порог болевой чувствительности. Освобождаться от захватов и болевых приемов в циньна можно двумя основными способами. Первый – простое освобождение, при котором противник теряет захват либо его «замок» или «ключ» разрываются. Все основные приемы просты и надежны в исполнении, но имеют существенный недостаток: при освобождении от захвата или болевой фиксации теряется контакт с противником, а это означает, что инициативу в поединке перехватить не удастся. Второй способ освобождения, собственно, и называется фаньциньна. Он представляет собой разнообразные технические действия оборонительного характера, целью которых является недопущение болевого воздействия на суставы, мышцы и жизненно важные органы, причем эти действия мгновенно перетекают в контратаку. При проведении контрприема контакт с противником не теряется, зато сохраняется контроль над ним на протяжении всех фаз боевого взаимодействия. Значение фаньциньна в тренировочном процессе трудно переоценить, поскольку постоянная практика освобождения от захватов и болевых фиксаций не только укрепляет и растягивает мышцы и суставы, делая их более эластичными, но и служит великолепным способом обучения навыкам ближнего боя, чувству дистанции, правильному приложению силы, а также играет роль психологического тренинга, так как работа в тесном контакте с противником требует специфической психологической подготовки. Интересно, что техника фаньциньна, с некоторыми видоизменениями, была заимствована более поздними восточно-азиатскими аналогами, в частности айкидо и хапкидо, однако не получила там такого распространения, как в ушу. Велико значение практики фаньциньна для снижения уровня травматизма на тренировках, так что эта техника вполне может быть рекомендована представителям других направлений единоборств в качестве тренинга для развития силы пальцев, запястий, увеличения эластичности связок и сухожилий, а также как специфическая форма парной разминки.

По вопросам тренировок и семинаров - Станислав Лейкин